Опыт внедрения и использования электронной подписи в КНИТУ‑КАИ

#Управление
Кейсы
Опыт внедрения и использования электронной подписи в КНИТУ‑КАИ

О проекте

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева — КАИ —  один из крупнейших технических вузов страны, в котором обучается более 17 тысяч студентов. Университет обладает широкой сетью филиалов, научно‑исследовательских институтов и современными цифровыми сервисами. Необходимость внедрения электронной подписи в КНИТУ‑КАИ возникла в рамках реализации стратегии цифровой трансформации и повышения информационной безопасности.

Цели проекта

  • Обеспечение большего числа сотрудников, включая удалённые подразделения, усиленными квалифицированными подписями и машиночитаемыми доверенностями.
  • Организация учёта и управления электронными подписями и сертификатами — контроль за выданными, отозванными и действующими сертификатами.
  • Оптимизация процедуры выдачи ЭП и исключение необходимости личного визита в удостоверяющий центр.
  • Сокращение сроков выдачи сертификатов — оперативный выпуск ЭП для различных задач.
  • Снижение затрат на выдачу сертификатов и сопровождение документооборота.
  • Повышение уровня информационной безопасности в университете — защита данных, контроль доступа и аудит использования ЭП.

Решение

В университете выстроена система управления электронной идентификацией и созданием электронных подписей для сотрудников и студентов.

Порядок создания подписей включает несколько уровней и типов ЭП:

  • Создание простой электронной подписи (ПЭП)
    1. При приёме на работу каждому сотруднику автоматически формируются логин и пароль в кадровой системе 1С, аналогично, при зачислении студента формируется его учётная запись.
    2. Все логины и пароли из 1С передаются в Active Directory, где создаются корпоративные учётные записи.
    3. Из 1С диспетчерская служба печатает учётные карточки, которые пользователи получают под подпись.

      Эти данные позволяют:

      • сотрудникам — получить доступ к внутренним корпоративным сервисам;
      • студентам — подключиться к корпоративному порталу, электронной почте и системе дистанционного обучения.

    Доступ к сервисам университета осуществляется с использованием единого логина и пароля.

  • Выпуск усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП)

    Для внутреннего документооборота всем сотрудникам оформляются УНЭП. Подписи выпускаются на базе локального удостоверяющего центра, действующего внутри университета.

  • Выпуск усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) и МЧД

    В университете создан Корпоративный Центр Регистрации, функционирующий как удалённое рабочее место аккредитованного удостоверяющего центра.


    Процесс выпуска УКЭП и МЧД включает:

    1. Пользователь оформляет заявку на получение сертификата.
    2. Уполномоченный сотрудник университета (администратор) передаёт заявку оператору удостоверяющего центра.
    3. Оператор проверяет данные и готовит сертификат к выпуску.

    Основанием для выдачи УКЭП является бумажная доверенность, подписанная ректором и содержащая перечень полномочий.

Результаты внедрения

  • Организован централизованный выпуск усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП) и машиночитаемых доверенностей (МЧД) для сотрудников.
  • Реализована возможность генерации электронной подписи непосредственно на рабочих местах, без обращения в налоговую или другие внешние органы.
  • Обеспечен единый учёт всех сертификатов — выданных, действующих и отозванных.
  • Настроена удалённая выдача ЭП для сотрудников филиалов и территориально удалённых подразделений.
  • Повышен уровень безопасности за счёт внедрения механизмов аутентификации, защиты ключей, шифрования данных, а также мониторинга и аудита использования подписей и МЧД.

Таким образом, созданная система электронных подписей полностью интегрирована в административные и образовательные процессы вуза, соответствуя требованиям цифровой трансформации и информационной безопасности.

Внедрение Корпоративного Центра Регистрации позволило упростить процесс получения электронных подписей, сократить временные затраты и повысить уровень информационной безопасности в университете. Использование Корпоративного Центра Регистрации электронных подписей стало неотъемлемой частью внутреннего и внешнего документооборота, что соответствует современным требованиям цифровизации.

С полной презентаций выступления можно ознакомиться на нашем официальном Rutube-канале по ссылке.

Связаться с нами
Если у Вас есть предложения или вопросы,
напишите нам
Вы разработчик?
Чтобы разместить свой продукт, присоединяйтесь
к нашей партнерской программе
Закрыть